Рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место среди злокачественных опухолей у женщин в России. За последние 20 лет уровень заболеваемости возрос на 40 процентов. В Коми показатель заболеваемости РМЖ на 100 тысяч женщин в 2007 году составлял 56,7 случая, в 2008 — 58,2. «Главная проблема заключается в том, что этот вид деятельности отдан на откуп рентгенологам и онкологам: рентгенологи и УЗИ-диагностики диктуют лечение. Кто занимается женщиной дальше?» — поставила вопрос ребром член комиссии, врач-акушер поликлиники «РГС-Мед» Лариса Малыгина. По ее словам, в регионе маммологов-онкологов как специалистов всего шесть человек: четверо в республиканском диагностическом центре, по одному — в Воркуте и Ухте.
Л.Малыгина
«Республике необходимо создать службу, благодаря которой все женщины могли бы получить адекватное и своевременное обследование», — пояснила Л.Малыгина. В качестве вариантов учреждений, где могли бы базироваться такие центры, специалист привела пример Сыктывкарской поликлиники №3 и республиканского диагностического центра.
Главный внештатный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Коми, заместитель главного врача республиканского перинатального центра Дмитрий Прокошев заметил, что система как таковая в республике создана. По словам специалиста, всем женщинам 30-40 лет проводится УЗИ молочных желез, старше 40 лет – маммография 1 раз в 2 года. В республике установлено и работает 11 маммографов в 9 лечебно-профилактических учреждениях. В 2009 году было выполнено 15 выездов маммографической установки, 67 выездов клинических специалистов. Осмотрено 12,5 тысячи человек, проведено 8027 исследований, в том числе 5605 маммографических.
Д.Прокошев
«Но если система существует, почему же мне тогда все время кажется, что у нас тема маммологии «мертвая»? — поинтересовалась Л.Малыгина. — Ко мне приходят женщины, которые не знают, куда идти со своими проблемами, к кому обращаться за расшифровками маммографов…»
«Информированность населения — одна из ключевых позиций в решении проблемы, — ответил Д.Прокошев. — И обеспечить женщин сведениями о том, как пройти обследование и что для этого необходимо, мы можем только объединив усилия чиновников, врачей и общественников».
Д.Прокошев также отметил, что учеба медработников и тематические усовершенствования по диагностике заболеваний молочной железы являются первоочередными мероприятиями для улучшения диагностики заболеваний. Он напомнил, что в 2009 году на базе республиканского онкологического диспансера обучили 99 специалистов.
Однако, 99 человек для региона, как «капля в море», посетовали участники заседания. «Возможно, для городов республики вопрос с маммологическими обследованиями не проблема, но для сельских территорий решение этого вопроса очевидно оставляет желать лучшего. Банально, потому что там некому работать, — прокомментировал свою точку зрения врач онкодиспансера Владимир Косов. — Я сам не раз видел, как отличнейшее оборудование, которого и в центральных наших клиниках не всегда найдешь, в районных учреждениях простаивает. Кадров очень не хватает».
Позицию коллеги поддержала и главный врач республиканского перинатального центра Ольга Лебедева. Она привела пример одного из населенных пунктов республики, где в крупном лечебном центр всего два акушера-гинеколога. «Одному скоро 70 лет будет, а другой только интернатуру окончил. И к ним приходят все женщины поселения. Конечно, им уже тут не до маммологии будет. Хотя именно участковые акушеры-гинекологи и те специалисты, которые принимают наших женщин в смотровых кабинетах поликлиник, должны быть первым звеном в цепочке профилактики и лечения рака молочной железы», — резюмировала О. Лебедева.
О.Лебедева
Принципы взаимодействия палаты и минздрава в отношении проблемы профилактики рака молочной железы будут разработаны уже в ближайшее время.
Фото Евгении Габовой