|
Виртуальная зависимость[20.04.2009] Здоровый образ жизни
Проблемы зависимости, в самых их различных проявлениях, становятся не только актуальными, но, на мой взгляд, принимают прямо - таки катастрофические размеры. Формируются они незаметно, исподволь, не осознаются на первых порах как самими зависимыми, так и их ближайшими родственниками. В этом состоит главная проблема, поскольку уже сформировавшаяся зависимость, конечно, требует более глубокой, длительной и серьёзной терапии.
Не принимается во внимание взрослыми людьми, родителями такая «безобидная» привычка детей как длительное времяпрепровождение у телевизора. Порой эта «привычка» принимает характер маниакальной потребности. Проснувшись утром, еле - еле приоткрыв глаза, ребёнок уже хватает пульт и включает телевизор, любые попытки остановить, прекратить это действо вызывают агрессию, злобную и резкую реакцию ребёнка. Эта агрессия и есть один из первых критериев телевизионной, виртуальной зависимости. Продолжаясь, телезависимость легко превращается в зависимость от игр, компьютера, вообще любых азартных игр. Факторы, способные развивать зависимость, известны, их закономерности изучены и описаны. Далее приведена цитата из работы Владислава Лебедько и Оксаны Баранник «Механизмы человеческих зависимостей...». «Даже не задумываясь об этом, мы, как к само собой разумеющемуся факту привыкли ежедневно (или более - менее периодически) получать определённые «дозы»: денег, любви, внимания, особого качества отношений от тех или иных людей, заботы, участия, привычных теле и радио программ, книг, газет, телефонных звонков, эмоций, идей, планов, той или иной деятельности, особенностей картины мира... (список можно продолжать и индивидуально детализировать). Далее: как только мы перестаём получать привычную «дозу» чего-либо из вышеупомянутого списка... начинают происходить процессы, по сути своей совершенно аналогичные тем, которые имеют место у наркомана, которые не получил свою дозу героина, то есть - «ломки». Дефицит, нехватка любви, внимания, прямое игнорирование интересов детей, непонимание их возрастных особенностей, потребностей, давление на них, попытки любой ценой сделать их послушными, вылепить из них определённую личность (как правило - похожих на родителя или его идеальный образ), - всё это приводит не только к конфликтам, но и отчуждению, изоляции в семье, нередко и в школе. Именно поэтому у детей, подростков часто ухудшается настроение, появляется раздражительность, нередко - апатия. У детей младшего возраста апатия, депрессия звучит в фразах - «ску-у-чно», «неинтересно». Если ситуация не меняется, то появляются судорожные попытки как-то получить желаемое, часто это путь насилия, попирающее нравственнее нормы. Асоциальное поведение, суицидные попытки - этот страшный детский крик отчаяния. Конечно, целый ряд особенностей развития личности, как следствие воспитания, благоприятствуют развитию любой зависимости. Прежде всего - это инфантилизм, т.е. детскость, незрелость-(недостаточное умение, отсутствие навыков разрешать возникающие проблемы, преодолевать препятствия, помехи, которые легко разрешаются сверстниками). Инфантилизм формируется, как правило, в результате гиперопеки, т.е. неоправданно жестокого контроля, тепличного воспитания, когда все проблемы, трудности разрешаются взрослыми, а воспитание сводится к потаканию, выполнению прихотей и капризов своих любимых избалованных отпрысков. Не менее актуальна проблема последствий различного рода травм -родовые травмы, черепно - мозговые травмы, интоксикации, тяжёлые заболевания, протекающие с мозговыми нарушениями. Последствия обнаруживают себя в особенностях характера - дети становятся упрямыми, застревают на любых мелочах, жестко фиксируют и очень быстро воспринимают всякого рода привычки, в то же время легко поддаются самому дурному влиянию. В сочетании инфантилизма и органических расстройств возникают основные предпосылки развития зависимостей, и не только виртуальных, но и других химических - алкоголизма, наркоманий. Психологических,т.е. не химических -девиаций (отклонений в поведении), включая сюда и криминальное поведение. Одна из разновидностей зависимого поведения редко озвучивается, даже не часто и сам зависимый осознаёт её. Это зависимость одной личности от другой. Происходит как бы автоматическое неосознанное подчинение одного другому, являясь неосознанным рабством. Лечение сформированной зависимости - крайне трудная медицинская проблема, в отличие от профилактики. Если профилактика виртуальных зависимостей вполне возможна на уровне семьи, в организованном детском учреждении, то лечение зависимых, это всецело удел специалистов. Комплексное лечение с необходимостью должно быть индивидуальным, исходя из личностных особенностей ребёнка или взрослого человека. При этом предполагается обязательное участие психолога, психотерапевта, возможно-психиатра и нарколога. Следует учесть, что излечение от зависимостей без выхода человека из привычного ему культурально-информационного мира невозможно. Обращение за помощью необходимо даже в том случае, если есть только предположение, догадки о формирующейся зависимости. В данном случае даже перестраховка оправдана, несмотря на то, что и ребёнок и взрослый человек могут и обидеться и возмутиться. Однако, помнить необходимо и о так называемой анозогнозии, т.е. зависимые лица, как правило, не осознают своей зависимости, отрицая даже очевидность. Существующие схемы, этапы терапии - реабилитации, в настоящее время, позволяют полностью освободиться от зависимости, но это требует длительного, тяжёлого труда как специалистов, так и ещё в большей мере - самих пациентов. |