Американский судья приостановил действие распоряжения Управления по продуктам и лекарствам США (FDA), согласно которому производители сигарет обязаны помещать на пачках крупные устрашающие изображения, иллюстрирующие последствия курения. Поводом для этого стало подозрение, что изображения противоречат Первой поправке к Конституции США, гарантирующей свободу слова.
Американский судья приостановил действие распоряжения Управления по продуктам и лекарствам США (FDA), согласно которому производители сигарет обязаны помещать на пачках крупные устрашающие изображения, иллюстрирующие последствия курения, сообщает MedPage Today.
Новые требования FDA вступают в силу 22 сентября 2012 года. С этого дня все табачные компании обязаны помещать на пачках своей продукции установленные изображения, включающие трупы, гнилые зубы, детей в клубах табачного дыма и т.п. с соответствующими подписями. Эти изображения и подписи должны занимать не менее половины передней и задней поверхности и не менее одной пятой от крышки пачки.
Пять крупных табачных компаний – R.J. Reynolds, Lorillard, Liggett Group, Commonwealth Brands Inc. и Sante Fe Natural Tobacco Company – в августе 2011 года подали в суд, утверждая, что новые требования нанесут им невосполнимый финансовый ущерб и противоречат Первой поправке к Конституции США, гарантирующей свободу слова.
В частности, компании заявили, что срочный редизайн пачек обойдется им в 20 миллионов долларов. Кроме того, производители настаивают на том, что их обязывают высказывать нечто, чего они по своей воле не высказали бы, а это прямо противоречит Первой поправке.
Федеральный окружной судья Ричард Леон (Richard Leon) признал, что хотя упомянутые 20 миллионов долларов и составляют не более 12 процентов суммарного дохода компаний, им эти деньги никто не возместит. То есть ущерб действительно невосполним, что противозаконно.
Вопрос о Первой поправке Леон назвал "более туманным". Дело в том, что компании обязаны оглашать важную для пользователей информацию о продукции, даже если эта информация общеизвестна и очевидна. Однако эта огласка не может быть "неоправданно обременительной". То есть компании обязаны отражать голые факты, но не пропагандировать какие-либо взгляды.
В то же время изображения, одобренные FDA, содержат рисованные или обработанные в графическом редакторе детали, придающие им эмоциональную окраску. В связи с этим Леон направил запрос о том, чем признать эти изображения (фактической информацией или пропагандой), в Министерство юстиции. До получения ответа он запретил FDA требовать от табачных компаний выполнения новых требований.